Основные виды трения в механизмах

Основные виды трения в механизмахПомимо качества смазки, при полужидкостном, полусухом и сухом трении большое влияние на износ деталей оказывает твердость поверхностей и качество их обработки. Повышенная твердость поверхностей значительно увеличивает износоустойчивость, а чистота обработки способствует лучшему образованию масляной пленки и уменьшает трение.

Влияние высоких температур (особенно в деталях двигателя) на износ деталей выражается в изменении структуры металла, в снижении его механических свойств, а также в ухудшении смазки вследствие понижения ее вязкости.

Усталость металла возникает в результате влияния переменных нагрузок на деталь (рессоры, коленчатый вал, шатун и др.) и характеризуется появлением мельчайших трещин, которые, постепенно увеличиваясь, вызывают поломку ее. И, наконец, значительное влияние на износ оказывает коррозия, или, иначе говоря, химическое воздействие на металл. Коррозия особенно сильно действует на стенки цилиндра двигателя.

В процессе сгорания в цилиндре образуются кислоты (азотная, серная и угольная), которые разрушающе действуют на стенки цилиндра, ускоряя их износ. В период приработки сопряженных деталей износ нарастает быстро, затем наступает период нормальной работы, когда детали изнашиваются медленно.

После этого износ опять резко нарастает, быстро увеличиваются зазоры, что приводит к ненормальной работе деталей, сопровождающейся шумом и стуками.

Это характеризует предельный износ деталей.

Таким образом, предельным износом называют такой, при котором дальнейшая эксплуатация механизма приводит к быстрому износу и разрушению сопряженных деталей.

Допустимым износом называется такой, при котором обеспечивается нормальная работа деталей в течение ремонтного периода, до среднего или капитального ремонта. Естественно, что при среднем ремонте допустимый износ может быть больше, чем при капитальном (соответственно межремонтному пробегу).

Author: admin