В приведенном примере диаметр отверстия при верхнем отклонении будет 25,14, а при нижнем — 25 мм. Соответственно диаметр вала будет 24,93 и 24,79 мм. При этом получаются зазоры: наибольший 25,14 — 24,79 = 0,35 мм, наименьший 25,0 — 24,93 = 0,07 мм. Величина зазора не будет постоянной, она может изменяться в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. Допуском зазора называется разность между наибольшим и наименьшим зазорами.
Для нашего примера допуск зазора будет 0,35 — 0,07 = 0,28 мм. Натягом называется отрицательная разность между диаметром отверстия и диаметром вала до сборки, дающая после сборки неподвижное соединение.
В этом случае диаметр отверстия всегда должен быть меньше диаметра вала. Например, если диаметр отверстия 25,1 мм, а диаметр вала 25,25 мм, то натяг получается равным 25,1 — 25,25 = -0,15 мм. Наибольшая величина натяга получается при наибольшем размере вала и наименьшем размере отверстия.
Наименьший натяг получается при наименьшем размере вала и наибольшем размере отверстия. Допуском натяга называется разность между наибольшим и наименьшим натягами.
Допуск натяга указывает величину возможных колебаний натяга в соединении этих деталей.
Посадкой называется соединение двух сопряженных деталей.
Посадки бывают подвижные (с зазором), обеспечивающие свободное перемещение сопряженных деталей за счет разности их действительных размеров, и неподвижные (с натягом), обеспечивающие неподвижное соединение деталей. К подвижным посадкам относятся: скользящая (С), движения (Д), ходовая (X), легкоходовая (Л) и широкоходовая (Ш). Указанные посадки обеспечивают относительное перемещение сопряженных деталей.